Казахстана
Информационный портал

Вход в систему

Что нового?
Добавить компанию

Сильной стране – сильные кадры.

5 февраля 2011 - 16:27
Источник: 

На календаре – 2011-й. Год, который яркой страницей войдет в летопись нашей страны. Республика Казахстан будет отмечать 20-летие своей Независимости. За этот короткий по историческим меркам промежуток времени произошел переход на новые экономические рельсы развития государства, воплощены смелые начинания во всех областях деятельности человека. Масштабные реформы осуществлены в сфере высшего образования. Переход на трехступенчатую модель подготовки кадров, вхождение в мировое образовательное пространство посредством подписания Болонской декларации и других международных конвенций, создание нового поколения государственных образовательных стандартов и других нормативно-правовых документов… Сложилась крепкая основа для построения современной образовательной системы. Отдельная веха в данном процессе – создание «Назарбаев Университета», призванного стать флагманом высшей школы и науки и обеспечить прорыв в деле подготовки инновационных кадров для экономики. Казахстан входит в новое десятилетие своего развития мощной и уверенной поступью. Если обратить взор на 20 лет назад и сопоставить реалии того времени с сегодняшними параметрами развития, то с неизбежным восхищением приходишь к мысли: как многого мы достигли и еще достигнем! И все наши достижения и перспективы связаны с инициатором постоянного обновления страны – Первым Президентом Казахстана, Лидером Нации Нурсултаном Назарбаевым.

По заданию Главы государства Правительством разработана Программа форсированного индустриально-инновационного развития Казахстана. В поддержку ее реализации Министерство образования и науки подготовило Государственную программу развития образования Казахстана на 2011–2020 годы, которая обсуждалась всей общественностью республики. Были учтены замечания и предложения всех организаций образования, и в итоге этот программный документ стал руководством для стратегического развития всех образовательных структур страны. Важность реализации Государственной программы развития образования на 2011–2020 годы получила отражение в Послании Президента народу Казахстана.

Нурсултан Абишевич отметил, что «личным кредо каждого казахстанца должно стать «образование в течение жизни». Мы обязаны обеспечить новый уровень университетского развития образования и науки».

Президент поручил Правительству выработать механизм перехода вузов к инновационной деятельности, внедрить новые финансово-экономические инструменты поддержки образования для повышения его качества и расширения доступности, создать Национальный совет по подготовке профессионально-технических кадров с участием представителей бизнес-ассоциа­ций и работодателей.

Глава государства отметил, что к 2015 году 50% организаций образования будут использовать электронное обучение, а к 2020 году их численность возрастет до 90%.

Высшая школа: выше планку

К 2020 году доля вузов, прошедших независимую национальную аккредитацию по международным стандартам, составит 30%. А доля высших учебных заведений, осуществляющих инновационную деятельность и внедряющих результаты научных исследований в производство, увеличится до 5%. Не менее двух вузов будут отмечены в рейтинге лучших мировых университетов. Качественное образование должно стать основой индустриализации и инновационного развития Казахстана.

Новый импульс работе Министерства образования и науки придал ученый-математик, министр Бакытжан Жумагулов. На коллегии МОН РК 19 января 2011 года он отметил, что в год 20-летия Республики Казахстан мы вступаем с новой Государ­ственной программой развития образования на 2011–2020 годы, а также новым законодательством в сфере науки. Это мощные инструменты не только развития отрасли, но и прорыва в новое качество человеческого потенциала. Надо сказать огромное спасибо Главе государства за эти документы, в которые включены все необходимые механизмы. Министр подчеркнул, что наше министерство – это научно-методический и координационный центр развития всей системы образования и науки. Значительная часть поставленных задач носит общесистемный характер и относится ко всем уровням подготовки кадров.

Переход к наукоемкой экономической системе, всепроникающее влияние информационных технологий, мощные глобализационные процессы, развернувшиеся в мире, – все эти вызовы выдвигают на первый план проблемы качества образования, его доступности. А значит, встает необходимость осмысления новой роли университетов в современном обществе, которому предстоит стать обществом знаний. А от самих вузов требуются в первую очередь модернизация управления учебными и научными программами, переустройство внутренней организационной структуры.

Процессы трансформации высших учебных заведений – предмет активной дискуссии в научной, вузовской, общественной среде. И это полезно для всех, потому что позволяет сравнивать модели, складывающиеся в поиске, которые ведут все вузы, и внедрять лучшие формы организации. Но при этом важно знать, какие принципы лежат в основе самых успешных моделей высших учебных заведений, сложившихся в мировой практике.

Развитие ведущих университетов мира на современном этапе характеризуется существенной переориентацией их дея­тельности, которая связана с углублением процесса дифференциации образования, бурным внедрением достижений научно-технического прогресса в систему подготовки научных кадров, большей ориентацией полученных знаний на удовлетворение потребностей личности и общества (а не только государства, как было ранее). А также изменениями в организационной культуре и распространением ее ценностей на всю сферу высшего образования.

Прототипами модели организационного развития все чаще избираются бизнес-структуры. В частности, в Германии почти все земельные законы о высшей школе предписывают перестройку структуры вузов по типу экономических предприятий. Активно развивается модель предпринимательского университета в США, Канаде, Австралии, Великобритании и ряде других стран. Усиление институциональной автономии и отчетности способствует изменениям в методах и инструментарии управления, которые включают в себя управление по целям и контрактам, предпринимательские подходы и ориентацию на потребителя. Безусловно, в условиях рыночной экономики успешность образовательных учреждений все больше зависит от способности вуза точно диагностировать запросы на обучение и оперативно предлагать новые образовательные программы, соответствующие интересам потребителя.

Предпринимательский университет сочетает в себе черты профессиональной и предпринимательской организации. Развитие вуза такого типа может привести его к превращению в университет-технопарк, а с учетом интеграции с внешними организация­ми – к модели университета-корпорации. Логика развития предпринимательского университета, повсеместно ищущего клиентов в виде производственных предприятий, государственных, муниципальных и общественных институтов, неизбежно приводит его к необходимости установления отношений с организациями – постоянными партнерами.

Разновидностью предпринимательского университета можно считать модель университета-технополиса. Такая структура, пришедшая на смену современному общепринятому университету, является как раз университетом-предприятием. При­влекательно выглядит модель современного университета, построенная на принципах не только обучения и исследования, но и внедрения новых знаний в реальный сектор экономики и превращения вуза в один из ее ключевых элементов. Эта идея реализовалась в создании инновационных университетов. Последние тоже имеют черты предпринимательского университета, поскольку поощряют предпринимательскую организационную культуру в тех подразделениях, что ответственны за трансферт знаний.

Госпрограмма ясно дала понять, над каким широчайшим кругом вопросов необходимо задуматься и нам, казахстанским организаторам высшего образования. И вот о чем конкретно надо подумать.

Во-первых, экономика Казахстана находится в настоящее время на подъеме, появилось большое количество финансовых средств как у банков, так и у крупных национальных и иных компаний. Следовательно, назрел вопрос о создании венчурных фондов в нашей стране. Тогда отпадет необходимость в финансировании вузов для их дальнейшего развития, эту миссию на себя возьмут венчурные фонды. Для этого нужно изучить опыт Российской Федерации, особенно в части законодательного обеспечения функционирования венчурных фондов, и инициировать соответствующие законопроекты.

Во-вторых, необходимо разработать правовой механизм предоставления ссуд вузам независимо от форм собственности банками второго уровня, что позволит многим университетам осуществлять прорывные научные проекты.

В-третьих, Президент поручил Правительству «для уровней технического и высшего образования разработать накопительную систему по аналогии с той, которую сейчас реализует Жилстройсбербанк в ипотечном строительстве. У казахстанцев должны появиться новые возможности накапливать средства на обучение детей с получением процентных бонусов от государства».

В-четвертых, нужно всемерно развивать e-learning-индустрию (отрасль электронного обучения), которая у нас недостаточно развита. Россия, по словам научного руководителя Московского государственного университета экономики, статистики и информатики Владимира Тихомирова, занимает место между вторым и третьим ее поколениями. А развитый мир переходит на пятый ее уровень, так называемый всепроникающий e-learning. Необходима поддержка передовым вузам и предприя­тиям, которые формируют e-learning-индустрию, на государственном и местном уровнях.

В-пятых, надо разработать правовой механизм предоставления вузам налоговых льгот, помимо существующих. Например, при отведении земельных участ­ков, приобретении учебной и научной литературы, оборудования, материалов и так далее.

В-шестых, у нас практически отсутствует связь между бизнесом и вузами. Необходимо на государственном уровне принять меры, чтобы заинтересовать предпринимателей в выделении целевых капиталов, сделать шаги по образованию венчурных фондов и эндаументов при вузах, организации практики, формированию каталога элективных дисциплин.

Эндаумент нужен и нам

Эндаумент (англ. endowment) – целевой фонд, предназначенный для использования в некоммерческих целях, как правило, для финансирования организаций образования, медицины, культуры. Эндаумент наполняется преимущественно за счет благотворительных пожертвований, может инвестировать свои средства с целью извлечения дохода, однако обязан направлять весь полученный доход в пользу тех организаций, для поддержки которых он был создан. Отличием этого фонда от обычной благотворительной организации является строго целевой характер деятельности (как правило, эндаумент создается для поддержки какой-либо одной организации, например определенного университета) и нацеленность на получение дохода за счет инвестирования средств.

Эндаумент призван обеспечить частичную независимость от разовых пожертвований и иных добровольных поступлений, финансовую стабильность посредством получения гарантированного дохода и формирование долговременного источника финансирования определенной некоммерческой деятельности. Его преимуществом является прозрачный характер его деятельности. Поскольку средства эндаумента могут быть направлены только в ту организацию, для поддержки которой он создан, то его невозможно использовать для минимизации налогообложения (когда налоги снижаются за счет расходов, якобы идущих на благотворительность; это актуально для тех стран, где благотворительность не облагается налогом).

Эндаументы впервые возникли в США и использовались прежде всего для негосударственной поддержки образовательных учреждений. В настоящее время эндаумент Гарвардского университета составляет более 34 млрд. долларов, Йельского – 12,7 млрд., Принстонского и Стэнфордского – свыше 10 млрд. каждый. Нацио­нальный фонд искусств, выросший из эндаумента, фактически выполняет функции отсутствующего в США Министерства культуры.

Эндаументы в законодательном пространстве России регулируются Федеральным Законом № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций». Такой же закон необходимо принять и у нас в Казахстане.

«Инновационный» – понятие мобилизующее

В настоящее время стало очевидным, что уровень развития инновационной составляю­щей экономики – это важнейший фактор, определяющий ее конкурентоспособность, возможность динамичного экономического роста. Инновационная экономика – это прежде всего экономика знаний, это подготовка специалистов, обладающих высокой квалификацией с координацией на взаимодействие между сферами науки, образования и бизнеса.

Понятие «инновационные кадры» появилось в научном обороте сравнительно недавно в связи с широким обсуждением перспектив перевода экономики Казах­стана на инновационный путь развития – путь, признанный единственной альтернативой зависимости от экспорта природных ресурсов.

Инновационные кадры сегодня определяются как кадры, обладающие инновационным потенциалом, то есть совокупностью взаимодействующих ресурсов, необходимых в процессе осуществления инновационной деятельности и обеспечивающих достижение стратегических целей и задач. Это специалисты, обладаю­щие мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности в условиях инновационной экономики, проявляющие высокий уровень креативности, умения понимать и выявлять проблемы и находить для них нестандартные решения, умения работать в команде, владеющие компетенциями, востребованными в инновационной экономике.

Традиционно в любой стране мира подготовку кадров для экономики этой страны осуществляют в основном высшие учебные заведения. Отличительной особенностью экономик постсоветских государств являются их отставание от передовых стран в области внедрения инноваций, а также их сырьевая зависимость, что в большой мере касается и Казахстана. Руководство Казахстана понимает данную проблему, которую обострил мировой финансовый кризис, и акцентирует внимание вузов на подготовке кадров для инновационной экономики.

Точки роста КЭУ

Карагандинский экономический университет Казпотребсоюза является мощнейшим региональным вузом экономического профиля. Коллектив направляет свои усилия на создание условий для проведения образовательного процесса, способствующего формированию инновационных черт характера выпускника. Перечислим эти условия. Это передовые технологии обучения (кредитная технология в соответствии с Болонским процессом, дистанционная технология, учебное телевидение), постоянное взаимодействие с работодателями (формирование элективных курсов рабочих учебных планов совместно с работодателями), современная материальная база. Далее – передовые информационные ресурсы, в том числе и на иностранных языках, международное сотрудничество с ведущими экономическими школами мира, взаимодействие науки, образования и бизнеса. Наконец, подготовка инновационного профессорско-преподавательского состава, научно-исследовательская работа, система менеджмента качества.

Последнее десятилетие университет активно внедряет передовые образовательные технологии обучения, такие как кредитная технология обучения, дистанционное обучение, система менеджмента качества согласно международным стандартам.

Создание электронного университета диктуется требованиями нового времени – потребностью в постоянном, в течение всей жизни, образовании, повышении квалификации, переподготовке кадров и растущей конкурентностью рынка высшего образования. Современные мировые тенденции подготовки специалистов экономической направленности ориентированы на бизнес-образование, предполагающее тесную интеграцию теоретических знаний и практических навыков. С этих позиций огромную роль в подготовке прекрасно адаптированных к реальной бизнес-среде, высокопрофессиональных специалистов приобретает «виртуальное предприятие». Это универсальный инструмент изучения хозяйственных ситуаций на предприятиях, а также подготовки и принятия эффективных управленческих решений. В рамках «виртуального предприятия», как правило, моделируются сложные комплексные процессы и ситуа­ции, анализируются возможные варианты разрешения возникающих проблем, осуществляются экспертные оценки. И это, безусловно, очень значимое направление в создании электронного университета.

Не менее важным компонентом инновационного развития нашего вуза мы считаем учебно-инновационный комплекс (УИК) «Электронный налоговый комитет». Мастер-классы по системе «ИНИС» проводят сотрудники Налогового департамента по Карагандинской области, начальник управления информационных технологий Налогового департамента по Карагандинской области. Преподаватели кафедры ведут занятия в УИК «Электронный налоговый комитет» по дисциплине «Налоги и налогообложение». Студенты используют программу «ИНИС» в процессе научно-исследовательской работы, проходят различные виды практики, а по окончании университета Налоговый комитет их трудоустраивает.

Богатая библиотека – слагаемое престижа всех именитых вузов в мире. У нас этот ресурс тоже предмет гордости. Здесь внедрены технологии, которые позволят сформировать электронную библиотеку на основе существующих фондов объемом не менее миллиона единиц хранения, в частности система «Летограф» и RFID (метод автоматической, посредством радиосигналов, идентификации объектов). Установлено 216 персональных компьютеров, в том числе 70 в информационно-образовательном центре, 80 ПК с технологией сенсорного управления в электронном читальном зале, 20 – в зале мультимедийных технологий, 20 компьютеров с лифтами горизонтального подъема со встроенными мониторами и клавиатурами, а также компьютеры во всех отделах библиотеки.

Всего университет имеет 1 500 современных персональных компьютеров. Цифровая библиотека оснащена двумя киосками с информационно-справочной системой, антикражными воротами и оборудованием для радиометок книжного фонда, книжным сканером и сканером для документов, двумя серверами. Имеются оборудование Polycom для проведения видеоконференций, интерактивные доски. 500 компьютеров могут быть подключены к локальной сети университета по беспроводной технологии WI-FI.

С прошлого учебного года студенты университета имеют доступ к электронным ресурсам Оксфордского и Кембриджского университетов, а также Лондонской школы экономики и политических наук. Установлена бесконтактная панель си­стемы поиска библиотечной информации, на которой размещены общие сведения о книжном фонде, о новых поступлениях, а также все данные о структуре библиотеки и ее отделах.

Нельзя не сказать и о той роли в жизни вуза, которую играет Центр учебного телевидения, обеспечивающий учебный процесс современными цифровыми образовательными материалами и кооперацию усилий для совместной разработки учебных программ, что предполагает тесную интеграцию теоретических знаний и практических навыков студентов. Здесь создается электронный банк данных видеотехнологий обучения. В нынешнем учебном году центр стал использовать свои возможности, в частности, для интерактивного проведения лабораторных работ, для исследовательской научной деятельности.

Не вариться в собственном соку

Университет также привлек внимание зарубежного образовательного сообщества. Наш вуз активно сотрудничает с ведущими мировыми экономическими школами: Московским государственным университетом им. М. Ломоносова, Государственным университетом – Высшей школой экономики, Российским университетом дружбы народов, Московским государственным университетом экономики, статистики и информатики, Санкт-Петербургским государственным университетом информационных технологий, механики и оптики, Новосибирским государственным университетом, Астраханским государственным университетом, Московским государственным открытым университетом. А также с Киевским национальным университетом, Сент-Джонским университетом (США), Университетом Восточной Европы (Германия), Университетом Каринтия (Австрия), Международной школой бизнеса Солбридж (Южная Корея), Университетом Анадолу (Турция), Черноморским государственным гуманитарным университетом им. П. Могилы, всеми кооперативными вузами стран СНГ.

За последние четыре года наш университет заметно развил международные связи. Это позволило направлять наших студентов и магистрантов на обучение в вузы-партнеры по обмену. На первом этапе мы планируем увеличить количество таких студентов, обучающихся в ведущих вузах мира. Еще одним источником пополнения международного обмена являются вузы стран СНГ и Китая, входящие в Университет Шанхайской организации сотрудничества. Мы ожидаем, что лучшие представители нашего вуза, пройдя обучение за рубежом, обретут новые технологии и идеи, а по возвращении станут неиссякаемым источником инноваций и творческих решений. Они же станут основой второго этапа реализации международного обмена студентами и магистрантами и позволят привлечь иност­ранных студентов на обучение в стенах нашего университета (совершенствование образовательных программ, знание английского языка, владение передовыми технологиями и инновациями). Мы уже сегодня создаем бизнес-школу с привлечением лучших зарубежных и отечественных преподавателей.

Министерство образования и науки РК, по достоинству оценив нашу деятельность, включило наш вуз в состав университета Шанхайской организации сотрудничества по направлению IT-технологии. И уже в нынешнем учебном году 24 наших выпускника обучаются по государственным грантам Российской Федерации в вузах-партнерах: Санкт-Петербургском государственном университете информационных технологий, механики и оптики, Астраханском государственном университете, Новосибирском государственном университете. По окончании обучения в магистратуре они получат два диплома: вуза-партнера и нашего университета.

Быть исследовательскому университету!

Нам необходимо создать в высших учебных заведениях страны условия работы, способствующие духу свободной конкуренции, формированию ничем не сдерживаемой научной пытливости, критичного мышления, инноваций и творчества. И тем самым оперативно реагировать на потребности быстро меняющегося глобального рынка.

Непременным атрибутом сильного вуза является научно-исследовательская работа, которая должна приносить университету доходы от научных исследований, проводимых на договорной основе для государственных и частных компаний. Наука плодотворна тогда, когда научный поиск ведется в хорошем университете, то есть в таком, где самые современные исследования проводятся в первоклассно оборудованных аудиториях самыми известными учеными. Это напоминает процесс нарастания снежного кома, когда выдающийся ученый получает финансирование на свои прорывные исследования, привлекает к ним своих коллег, затем лучших студентов, пока не сформируется критическая масса, которая неудержимо влечет к себе любого молодого ученого, только начинающего научную карьеру.

Поэтому университет открыл в текущем году два научно-исследовательских института, которые объединяют научно-исследовательские и образовательные коллективы, сформировавшиеся на базе научных школ вышеуказанных российских, украинских и зарубежных вузов и Карагандинского экономического университета. Они работают по фундаментальной и прикладной экономике, финансам, маркетингу, институциональной экономике, гражданскому и предпринимательскому праву. А в перспективе – по менеджменту, экономической социологии, предпринимательству, политологии, информационным системам.

На современном этапе своего развития КЭУ стал одним из ведущих вузов Казах­стана, располагающим передовой материально-технической и инновационной учебной базой, где используются передовые технологии обучения, успешно сотрудничающим с лучшими вузами ближнего и дальнего зарубежья, а также Казахстана. Все это дает возможность претендовать на статус Исследовательского университета.

Подтверждением служат слова министра образования и науки РК Бакытжана Жумагулова, которые он сказал при посещении нашего университета летом 2010 года: «Университет нового типа, здесь очень современные образовательные технологии, очень большие электронные ресурсы, и я вижу, что здесь, в этом университете, все сделано, чтобы студент мог получить качественное образование».

Решение задачи улучшения качества образовательных услуг коллектив университета видит в концентрации талантов студентов, преподавателей, исследователей и международного сотрудничества. И конечно, мы стремимся обеспечить эффективное управление путем институциональной самостоятельности, академической свободы, сильной команды менеджеров, стратегического мышления и культуры здоровых амбиций. Мы уверены, что реализация этих принципов приведет к востребованности и конкурентоспособности выпускников, распространению новых идей и технологий, что в конечном итоге позволит нашему вузу подняться до уровня университета мирового класса.

Еркара Аймагамбетов,

ректор Карагандинского экономического университета Казпотребсоюза

Источник:  http://kazpravda.kz/

Фотографии: 
Сильной стране – сильные кадры.


Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу. Если у вас есть аккаунт в Gravatar, то этот e-mail будет использован для отображения вашего аватара.