Казахстана
Информационный портал

Вход в систему

Что нового?
Добавить компанию

Молочные реки

21 июля 2010 - 05:46
Автор: 
Айсулу Исаинова
Источник: 

На прилавках йогурт, творог, сметана и другие молочные продукты в новой упаковке появятся 3 августа. На лицевой стороне тары будет указано, из какого молока сделан товар: цельного или восстановленного. А название продукта и новые надписи будут одинакового размера.
- По действующему техрегламенту продукция, произведенная из сухого молока, маркировалась как просто «восстановленное», при этом никаких требований к шрифту, к месту указания этого слова не было, – цитируют слова заместителя директора департамента по развитию перерабатывающей промышленности и агропродовольственных рынков Минсельхоза Шаймердена Ахметова на информационном сайте Kazakhstan Today. – Этим пользовались некоторые недобросовестные производители, указывая это слово мелким шрифтом, в «невидном» месте. В итоге разницу между сухим и цельным молоком сложно было увидеть.

ВОДА С МОЛОКОМ
Прежде чем появиться на столе у покупателя, коровье молоко проходит долгий путь. Парное молоко привозят на завод, охлаждают, обрабатывают и отправляют в магазины. Такое молоко называют цельным. Об этом нам обязательно сообщает производитель, так как по полезности оно на втором месте после парного. Второй способ приготовления белого напитка еще сложнее. Молоко долго выпаривают, соблюдая технологию, превращая его в порошок. Его могут хранить сколько угодно, а в нужный момент достать, развести водой, довести до показателей, которые есть в обычном коровьем молоке, и пустить в продажу. Раньше производители старались не писать о таком происхождении молока, теперь у них нет выбора.
- Вообще-то разницы в пищевой ценности нет. То есть усваивается оно одинаково. А если смотреть на содержание белков, жиров и углеводов, разумеется, молоко цельное будет полезнее, чем восстановленное, – объясняет доцент кафедры питания Карагандинского медицинского университета Светлана Ахметова. – Однако молоко нельзя назвать носителем большого количества витаминов. Польза молока – это кальций и фосфор.
Никто не запрещает производителю заготовить порошок впрок, а потом, разбавив его водой, разливать в привлекательные пакеты или готовить из него творог. Но теперь производитель должен указать состав продукта и, возможно, изменить его название. К примеру, кефир, приготовленный из восстановленного молока, будет называться кефирным продуктом, йогурт – йогуртным продуктом, а молоко – молочным напитком. Таким образом, у покупателя появляется выбор: пить настоящее – цельное молоко, но подороже, или довольствоваться дешевым порошковым напитком.
- Это будет порядочно по отношению к потребителям, потому что они должны знать, за что он платят деньги, и знать, какой эффект они могут получить от покупки молока, – считает Светлана Ахметова.
- А не проще ли купить нормальное коровье молоко, непереработанное?
- Этот вопрос очень спорный. Вы у тех, кто продает молоко, проверяете, чистое ли было животное, здоровое ли оно? И потом режим кипячения. Мы молоко кипятим, и в нем пропадет вся ценность. Поэтому я не сторонник молока, которое продают на улице. Или, к примеру, корове сделали прививку, ее 15 дней нельзя доить. А откуда вы узнаете, продавали ли вам в это время молоко или нет. А если судить с гигиенической точки зрения, откуда пластиковые бутылки, в которых молоко продают? Вдруг их на помойке подобрали? А на производстве все проверяется. Молоко обрабатывается.

ВСЯ ПРАВДА НА УПАКОВКЕ?
Молокозаводы от таких новшеств, конечно, не в восторге. «Правда» на упаковке может стоить им очень дорого. Покупатель, выбирая между молоком и молочным напитком, естественно, предпочтет натуральный продукт. А значит, спрос на него резко возрастет. А смогут ли производители его удовлетворить, пока никто говорить не берется. Технолог одной карагандинской компании по производству молочной продукции даже не исключает, что после нововведения их товар подорожает. Хотя бы потому, что придется заказывать новые упаковки.
- Сейчас такие требования по упаковке: нужно то одно писать, то другое, загрузили нас так, что вся информация даже не вмещается, – сетует сотрудник молокозавода. – Везде будет эта писанина, а индивидуальный дизайн, наш, брендовый, с ним как? Надо все писать: есть ли сертификат, состав, углеводы, и все крупными буквами, пусть они сами сначала нам покажут, как это все разместить на одной упаковке.
- Может быть такое, что производители начнут хитрить. На упаковке будут писать «изготовлено из цельного молока», а на самом деле продавать товар из восстановленного?
- Конечно, сделают из порошка, а продавать будут как цельное. Определить это можно будет только с помощью экспертизы. И то как? Если и придут проверяющие, то в это день можно делать продукты из натурального молока, а на следующий день снова из сухого. Чтобы точно проверять, нужно каждый день присутствовать на заводе. Тут вся надежда только на порядочность производителя.
Однако чиновники надеяться на порядочность не собираются. Сразу после нововведения специально созданная комиссия пойдет проверять прилавки магазинов. Если найдут молочные продукты в старой упаковке – снимут с продажи. А производителей и даже распространителей такого товара оштрафуют.
«НВ» будет следить за нововведением. После 3 августа мы тоже пройдем по магазинам и изучим содержимое прилавков.

Кстати
О ЧЁМ ГОВОРИТ МАРКИРОВКА ПРОДУКТОВ?«Der Grune Punkt» (Зеленая точка). Круг, внутри которого две стрелки – белая и зеленая. С 1990 года ставится на упаковочных материалах и означает, что компания-производитель дает гарантию приема и вторичной переработки маркированного упаковочного материала. Используется в Германии, Франции, Бельгии, Ирландии, Люксембурге, Австрии, Испании, Португалии и в ряде других стран.

«Петля Мебиуса» – треугольник из трех зеленых стрелок. Означает, что материал, из которого изготовлена упаковка, может быть переработан, или что упаковка частично или полностью изготовлена из вторичного сырья.

Треугольник из трех черных стрелок. Знак перерабатываемого пластика. Этот знак ставится на всех видах полимерных упаковок. Пластиковая упаковка подразделяется на семь видов пластмасс, для каждого из них существует свой цифровой символ, который производители наносят с целью информирования о типе материала, возможностях его переработки и для упрощения процедуры сортировки перед отправкой пластмассы на переработку и вторичное использование.

Содержи в чистоте. Знак, на котором человек выкидывает упаковку в корзину, встречается с разными подписями, типа «Кeep your country tidy» («Содержи свою страну в чистоте!» – англ.) или, например, просто «Gracias» («Спасибо» – исп.). И подразумевает, что после использования вы выкинете упаковку не на улице, а в мусорное ведро или урну.

Фотографии: 
Молочные реки


Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу. Если у вас есть аккаунт в Gravatar, то этот e-mail будет использован для отображения вашего аватара.